Основная функция моторного масла в автомобиле – создать защитную пленку в местах контактов движущихся частей двигателя. Кроме этого масло очищает внутренние части различных отложений: сажевых, лаковых т. п. Масло также отводит излишки тепла и обеспечивает работу гидронатяжителя, гидрокомпенсаторов и прочих гидравлических механизмов. Продукты сгорания и загрязнения, очищаемые маслом, остаются в нем в виде примесей. Кроме того, конденсат, образующийся при остывании выключенного двигателя, так же загрязняет масло
Частота проведения замены масла указывается в технических документах автомобиля. Чаще всего масло рекомендуют менять после 9 – 10 тысяч км пробега автомобиля. Если вовремя не провести эту процедуру, повышается износ двигателя и повреждение его движущихся частей. Существенно ухудшается надежность и мощность двигателя, его экологические показатели. При некоторых условиях эксплуатации рекомендуют более раннюю замену масла. Например, если автомобиль долго и часто ездит при повышенных оборотах двигателя, если произошел прорыв выхлопного газа. Также рекомендуется более частая замена масла в двигателе с чрезмерным износом деталей. При подготовке машины к зимнему периоду рекомендуется заменить масло, если срок использования масла превысил две трети рекомендованного времени. В целом – чем интенсивнее используется автомобиль, тем чаще нужно менять моторное масло. Это не очень сложная процедура, однако, если есть желание провести ее на профессиональном уровне, лучше обратиться к специалистам.
Споры на этот счет идут до сих пор. Каждая из сторон выдвигает свои доводы, имеющие определенный вес в обоих случаях. С одной стороны, промывка удаляет все старое масло, чего нельзя добиться простой заменой масла. Конечно, старое моторное масло, смешиваясь с новым, ухудшает его характеристики. Однако, с другой стороны, сами промывочные жидкости также не удается слить полностью. И их смесь с залитым маслом также не идет ему и двигателю на пользу. Недавно опубликованы исследования, когда проводилась промывка двигателя при замене масла различных типов. По этим данным, если первичным или последующим маслом было синтетическое, то промывать двигатель не обязательно. Если же среди использовавшихся масел было минеральное – «промывка нелишняя или желательная». Еще один факт. После промывки двигателя масло более чистое, светлое, но после простой замены, антиокислительные свойства масла выше.